Художник: неизвестен
Дата производства: начало XVIII века
Теги: лен, масляная краска, набойка
Тема: Ткани ручной набивки
Способ производства: ручная набивка

Процесс ручной набивки был не сложным, но требовал большой сноровки. Мастер растирал краску на войлочном дне ящика, затем прижимал лицевую сторону доски-манеры к краске, накладывал на ткань и ударял молотком-киянкой. Заработок опытного набойщика составлял 10–15 рублей в неделю.

Тема: Ткани ручной набивки
Дата производства: начало XVIII века
Художник: неизвестен
Способ производства: ручная набивка
Теги: лен, масляная краска, набойка

Художник: неизвестен
Дата производства: XVIII век
Теги: масляная краска, набойка, лен
Тема: Ткани ручной набивки
Способ производства: ручная набивка

Набойка (переплет архивной книги) — льняная ткань с рисунком, нанесенным масляной краской. Наиболее ранние набойки — сажевые: на грубый холст наносилась черная краска из сажи на олифе. Выпуск набоек практически прекратился в начале XIX века.

Тема: Ткани ручной набивки
Дата производства: XVIII век
Художник: неизвестен
Способ производства: ручная набивка
Теги: масляная краска, набойка, лен

Художник: неизвестен
Дата производства: вторая половина XVIII века
Теги: лен, масляная краска
Тема: Ткани ручной набивки
Способ производства: ручная набивка

Характерными особенностями ранних набивных тканей является ручной способ набивки рисунка при помощи резных деревянных досок и использование грубого льняного холста. Наиболее архаичные узоры набоек геометрического характера — клетки, угольники, мотивы деревянной резьбы.

Тема: Ткани ручной набивки
Дата производства: вторая половина XVIII века
Художник: неизвестен
Способ производства: ручная набивка
Теги: лен, масляная краска

Художник: неизвестен
Дата производства: 1787 г.
Теги: ситец, миткаль, естественные красители
Тема: Ткани ручной набивки
Фабрика: Мануфактура О. С. Сокова
Способ производства: ручная набивка

В отличие от кустарей Осип Соков применял не масляную краску, а различного рода органические и минеральные красители и новый способ закрепления красок. Заварной способ крашения — наиболее совершенный способ ручной набивки, он давал необычайно прочную окраску ткани. При заварном способе на ткань доской-манерой наносилось специальное вещество — протрава. Затем ткань помещали в раствор красящего вещества. Раствор нагревали, краску заваривали, при этом протрава реагировала с красителем, образуя прочный окрашенный лак. Протравленные места заполнял цветной узор, непротравленные оставались неокрашенными. Каждый новый цвет и оттенок заваривался отдельно. Крашение по заварному способу в Ивановском регионе было принято в XVIII — начале XIX веков.

Тема: Ткани ручной набивки
Дата производства: 1787 г.
Фабрика: Мануфактура О. С. Сокова
Художник: неизвестен
Способ производства: ручная набивка
Теги: ситец, миткаль, естественные красители

Художник: неизвестен
Дата производства: 1787 г.
Теги: ситец, мебельный, миткаль, естественные красители
Тема: Ткани ручной набивки
Фабрика: Мануфактура О. С. Сокова
Способ производства: ручная набивка

Ситцы в это время были материалом новым и модным. Тонкостью ткани, красотой и разнообразием узоров, живостью и прочностью цветов они не уступали шелковым материалам, поэтому и знатные особы не избегали использовать их для платья, обивки мебели и стен.

Тема: Ткани ручной набивки
Дата производства: 1787 г.
Фабрика: Мануфактура О. С. Сокова
Художник: неизвестен
Способ производства: ручная набивка
Теги: ситец, мебельный, миткаль, естественные красители

Художник: неизвестен
Дата производства: 1787 г.
Теги: ситец, миткаль, естественные красители, заварной способ крашения
Тема: Ткани ручной набивки
Фабрика: Мануфактура О. С. Сокова
Способ производства: ручная набивка

Осип Соков проработал несколько лет на мануфактуре Христиана Лимана в Шлиссельбурге. После чего в 1787 году основал первую ситценабивную мануфактуру в селе Иваново, где также впервые начал применять новый способ крашения тканей — заварной.

Тема: Ткани ручной набивки
Дата производства: 1787 г.
Фабрика: Мануфактура О. С. Сокова
Художник: неизвестен
Способ производства: ручная набивка
Теги: ситец, миткаль, естественные красители, заварной способ крашения

Художник: неизвестен
Дата производства: 1787 г.
Теги: ситец, мебельный, белоземельный, миткаль, естественные красители
Тема: Ткани ручной набивки
Фабрика: Мануфактура О. С. Сокова
Способ производства: ручная набивка

Ситцы мануфактуры Осипа Сокова отличались затейливыми рисунками и прочными яркими красками. Фабрика славилась выпуском белоземельных ситцев (то есть с белым фоном) с тонким цветочным и растительным узором.

Тема: Ткани ручной набивки
Дата производства: 1787 г.
Фабрика: Мануфактура О. С. Сокова
Художник: неизвестен
Способ производства: ручная набивка
Теги: ситец, мебельный, белоземельный, миткаль, естественные красители

Художник: неизвестен
Дата производства: 1787 г.
Теги: ситец, мебельный, белоземельный, миткаль, естественные красители
Тема: Ткани ручной набивки
Фабрика: Мануфактура О. С. Сокова
Способ производства: ручная набивка

Ивановские крестьяне использовали для крашения корни марены, индиго, древесину сандала, луковую шелуху и другие природные материалы. В середине XIX века заработок красковара доходил до 3 тысяч рублей серебром в год.

Тема: Ткани ручной набивки
Дата производства: 1787 г.
Фабрика: Мануфактура О. С. Сокова
Художник: неизвестен
Способ производства: ручная набивка
Теги: ситец, мебельный, белоземельный, миткаль, естественные красители

Художник: неизвестен
Дата производства: 1787 г.
Теги: ситец, мебельный, миткаль, естественные красители
Тема: Ткани ручной набивки
Фабрика: Мануфактура О. С. Сокова
Способ производства: ручная набивка

Осипа Сокова отмечали как «первого фабриканта, усовершенствовавшего цветные краски и введшего отбеливание тканей». Он был не только талантливым колористом, но и способным художником-рисовальщиком.

Тема: Ткани ручной набивки
Дата производства: 1787 г.
Фабрика: Мануфактура О. С. Сокова
Художник: неизвестен
Способ производства: ручная набивка
Теги: ситец, мебельный, миткаль, естественные красители

Художник: неизвестен
Дата производства: 1787 г.
Теги: ситец, белоземельный, миткаль, естественные красители
Тема: Ткани ручной набивки
Фабрика: Мануфактура О. С. Сокова
Способ производства: ручная набивка

Для ручной набивки тканей использовались: стол-верстак, ящик для краски, ремни и жерди для развешивания ткани (вешала), деревянные доски-манеры и деревянный молоток — киянка. Стоимость манеры с большим, сложным узором доходила в начале XIX века до 60 рублей.

Тема: Ткани ручной набивки
Дата производства: 1787 г.
Фабрика: Мануфактура О. С. Сокова
Художник: неизвестен
Способ производства: ручная набивка
Теги: ситец, белоземельный, миткаль, естественные красители